Funpodarok.ru

Что такое автожир?

В 1919 году у одного из энтузиастов авиации возникла идея о постройке первого в истории гирокоптера — компактного летательного аппарата, способного подняться в воздух за счет силы тяги и винтового вращения.
Чем конструкция автожира отличается от вертолета и самолета, что это такое, и что нужно, чтобы летать на подобных устройствах?

Общее представление об автожире

Автожир Кедр
Автожир Кедр (г.Тула)
Специфика оригинального названия, произошедшего от слияния древнегреческих слов «autos» («сам») и «gyros» («круг»), обусловливает использование в русскоязычной литературе различных терминов: гирокоптер, автогир, гироплан и т. д. Устройство и принцип работы автожира схожи с вертолетом — это значит, что скорость полета и управление летательным аппаратом точно также зависят от интенсивности винтового вращения. Несущий винт, находящийся над головой пассажиров, слегка отклонен назад — таким образом, за счет жесткого крепления ротора к оси, достигается оптимальная аэродинамика. Раскручивание обеспечивается входящим потоком воздуха, усиливающимся при разгоне. Создаваемой подъемной силы оказывается вполне достаточно, чтобы удерживать машину на заданной высоте. При этом даже отказ двигателя, создающего тягу, не представляет особой угрозы — гарантией мягкой и плавной посадки становится эффект авторотации, усиливающийся по мере уплотнения воздуха. Снижение сопровождается переходом между атмосферными слоями и постепенным падением скорости, так что использовать катапульту точно не придется.

Кто создал первый автожир

Испанский инженер Хуан де ла Сиерва решил разработать свою собственную машину, которая была бы надежной и безопасной для пилотов и пассажиров.
Разработать основную схему, а заодно и придумать новое название, удалось уже в 1919-м, а еще через четыре года состоялся первый успешный запуск.
Экспериментируя, изобретатель оснащал прототипы винтами различных конфигураций, менял углы расположения лопастей, и даже проводил испытания моделей с противоположным ходом, отказаться от которого пришлось из-за возникающих вибраций.
Значимость достижений де ла Сиервы для развития авиации была неоднократно отмечена престижными наградами, а также специально учрежденным в 1954 г. графским титулом, присвоенным всем потомкам его рода.

Как делают автожиры

Автожир Cavalon
AutoGyro Cavalon — немецкий автожир, разработанный и произведённый компанией AutoGyro GmbH из Хильдесхайма.
Отличительная особенность современных гирокоптеров — компактные габариты и обтекаемая форма. Кабина на одно или два места располагается в носовой части, функциональные механизмы начиная с тягового двигателя и топливного бака и заканчивая системой осевой регулировки, — сзади. Подобная конструкция обеспечивает необходимый баланс, который улучшает летные характеристики.

Использование мощных ДВС обусловливает необходимость установки роторного привода. При этом воздушные винты не обязательно работают согласованно — и этот фактор объясняет, в чем разница между автожиром и вертолетом. Стартовая раскрутка лопастей несущего элемента сводит к минимуму требования, предъявляемые к дистанции разбега, а если погодные условия характеризуются наличием сильного ветра — стартовать можно и вовсе с места. Конфигурация отдельных моделей предусматривает раскручивание ротора, соединенного с горизонтально расположенными лопастями, до значения, при котором формирование подъемной силы обеспечивается переводом на оптимальный угол атаки.

Машины с меньшей мощностью все же нуждаются в дополнительном разгоне по взлетно-посадочной полосе. В этом случае настройки предусматривают отклонение оси назад, а также корректировку винтового положения при помощи шарнирного соединения с осевой втулкой. Необходимое расстояние укладывается в 20-30 метров, так что найти подходящую площадку для взлета не составляет особого труда.

Для улучшения аэродинамики допускается установка крыльев и заднего оперения, а также смена конфигурации кабины с последовательным или рядным размещением пилота и пассажира. Большое внимание уделяется комфорту эксплуатации — как правило, управлять автожиром с закрытым боксом, осветительными элементами для посадки и цифровой системой, отслеживающей основные показатели, оказывается гораздо проще даже для начинающих. Электронные датчики непрерывно регистрируют летные параметры, уведомляя о существенных изменениях в режиме реального времени.

Средним значением скорости для аппаратов считается разгон до 120, рекорд — 207 км/ч. Учитывая расход топлива в диапазоне 12-17 литров на 100 километров, современные гиропланы вполне можно сравнить по эффективности с легковым автотранспортом. Для успешного пилотирования достаточно уделить время изучению теоретических аспектов, а также провести несколько практических тренировок. При этом уровень безопасности полетов в полной мере отвечает стандартам, принятым в других транспортных сферах.

История автожиров в СССР

Автожир КАСКР-1 («Красный инженер»)
Автожир КАСКР-1 («Красный инженер»)
В СССР первый автожир КАСКР-1 («Красный инженер») появился в 1929 году. Он был построен инженерами Николаем Камовым и Николаем Скржинским. Создание этого аппарата заложило основы вертолетостроения в СССР. В 1931 году Камов возглавил бригаду, которая создала двухместный автожир А-7, предназначенный для разведки и корректировки огня. А-7 стал первым боевым автожиром в мире и первым серийным винтокрылым летательным аппаратом в СССР.

Где можно полетать на автожире

Аэродром Новинки - автожир MTO SPORT
Аэродром Мясново (г.Тула) - автожир Кедр
Авиацентр Воскресенск - автожир Calidus
Авиацентр Воскресенск - автожир Cavalon
Авиацентр Воскресенск - автожир MTO-sport